Урок мужества "Была война. Была блокада..."

217, проспект Ветеранов, 140к2, Санкт-Петербург
4 мая 2017 года
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 217 Красносельского района Санкт-Петербурга имени Н.А. Алексеева

Автор: Прийменко Елена Валерьевна, учитель, заведующий школьной музейной экспозицией, педагог дополнительного образования.

Пояснительная записка к методическому материалу

Название работы: «Была война. Была блокада…», урок Мужества.

Актуальность и новизна:

Урок Мужества раскрывает перед детьми значение подвига советского народа в период блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Родине, учит уважать тех, кто защищал её от фашизма. Новизна данного урока состоит в том, что он проводится в помещении школьной музейной экспозиции, с опорой на подлинные экспонаты, с погружением в историческую эпоху. Структура урока Мужества отличается повышенной эмоциональностью, что абсолютно оправдано. После такого занятия дети уже по – другому будут смотреть на историю своей страны, по иному относиться к людям, причастным к героическому прошлому города-героя Ленинграда.

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  • Наглядно образно воссоздать картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады, показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;
  • Продолжить формирование у школьников представления, что война – это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны;
  • Воспитывать у учащихся чувство уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановивших страну в послевоенный период.

Урок рассчитан на 45 минут.

Форма проведения: урок – экскурсия с элементами образовательного путешествия

Оснащение урока:

Мультимедийный проектор, экран;

Мультимедийная презентация, выполненная в PowerPoint; (Приложение 1)

Организация:

Предварительно прочитана книга «Лист Фикуса» , подаренная заведующему МЭ автором Валентиной Николаевной Семенцовой, в которой она описывает свои воспоминания о блокаде. ( Всю блокаду девочка Валя, которой в 1941 году исполнилось 5 лет, прожила в осаждённом городе.) и оформлена выставка одной книги с детскими иллюстрациями к рассказам.

Фрагмент экскурсии готовит командир экспедиционного отряда «Десант памяти»,лауреат 15 городского конкурса юных экскурсоводов, ученик 8 класса Дмитриев Алексей.

Тематическое содержание: Материал раскрывает одно из главных событий в Великой Отечественной войне – период блокады Ленинграда и является ключевым мероприятием в рамках мероприятий, проводимых к памятной дате – Освобождению города от вражеской блокады. Дети – активные участники данного урока. Они и исполнители, и ведущие, и авторы презентаций. Структура урока предполагает знакомство школьников с подлинными экспонатами времён Великой Отечественной войны, с малоизвестными фактами истории, воспоминаниями реальных участников событий. Использование мультимедийных технологий позволяет оптимально усвоить материал, повышает эмоциональное восприятие, интерес к происходящему и развивает все виды мышления у обучающихся.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение познавателього интереса учащихся к истории своей страны;
  • Активное участие школьников во всероссийской акции «Георгиевская лента»;
  • Размещение информационных материалов на стендах и сайте школы;
  • Саздание мультимедийной продукции, методической разработки мероприятия по патриотическому воспитанию школьников для пополнения информационно-методической, справочной базы школы.

Целевая аудитория: Мероприятие рассчитано на учащихся среднего звена (7-9-е классы). Его проведение следует приурочить к 27 января – Дню полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

Конспект мероприятия может быть использован в воспитательно-образовательном процессе классными руководителями, педагогами-организаторами ОДОД, заместителями директоров по воспитательной работе, старшими вожатыми, педагогами – организаторами.

Методические рекомендации по проведению и подготовке “ Урока мужества “.

Цель проведения “Урока мужества”:

Патриотическое и культурно-нравственное воспитание молодежи, формирование личности гражданина – патриота, способного встать на защиту Родины, на основе боевых традиций Российской и Советской Армий, славного военно-исторического прошлого Отечества, многочисленных примеров мужества и героизма защитников Родины.

Задачи проведения “Урока мужества”:

- формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России;

- доведение до подрастающего поколения боевых традиций Российской и Советской Армий, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы;

- сохранение памяти о Героях, содействие проявлению у молодежи готовности к самоотверженному служению Отечеству;

- формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своей Родиной;

- пробуждение у молодежи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, героизм, подвиг, самопожертвование.

Подготовка к проведению “Урока мужества” .

1. “Урок мужества” проводится накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также накануне важных военно-исторических дат – День Победы, День защитника Отечества, День Города, День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, День учреждения звания Героя Советского Союза и др.

2. Перед проведением “Урока мужества” необходимо определить тему и ознакомиться с литературой и пособиями, которые имеются в библиотеках города, района или учебного заведения.

3. Составить план проведения Урока, определив ведущих, тематику сообщений, использование стихотворений, музыкальных произведений, кино- и видеофильмов, аудиозаписей.

4. Разбив класс на группы по 4-5 человек, предложить домашние заготовки материала:

а) подготовить сообщение (реферат, доклад) на тему Урока с тем, чтобы побудить к размышлению об источниках появления мужества и героизма наших соотечественников в военное и мирное время. Для этого можно рекомендовать использовать материалы библиотек, музеев( в том числе, школьного ), документы поисковой работы.

б) подготовить художественные рисунки, поделки изобразительного творчества, посвященные Героям и их подвигам. Учащимся старших классов можно поручить изготовить тематические стенные газеты, видео-презентации.

в) поручить связаться с Председателем Совета ветеранов микрорайона, района или города и пригласить его на “Урок мужества”. Можно договориться о встрече с ветераном или Героем у него дома. В ходе этой встречи организовать аудиозапись, видеозапись или просто запись воспоминаний Героя о самом памятном дне его жизни, с тем чтобы потом материал использовать на “Уроке мужества”.

5. На “Урок мужества” можно пригласить Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров орденов Славы, ветеранов войны и Вооруженных Сил, которые могли бы рассказать о мужестве и героизме наших соотечественников в годы войны и в мирное время.

6. “ Урок мужества“ целесообразно начинать с прослушивания песни в сопровождении видеофрагмента из документального или художественного фильма, соответствующих теме мероприятия.

7. В ходе Урока необходимо использовать разнообразные формы и приемы организации деятельности учащихся: они могут быть и слушателями, и выступающими с докладами, и задающими вопросы, и вступающими в диалог с собеседниками. Главное, чтобы не осталось равнодушных. Памятуя о том, что некоторые представители молодежи категорически не воспринимают такие назидательные слова, как “ вы должны“, “вы обязаны“, в ходе обсуждения вопросов, выносимых на Урок, желательно построить диалог так, чтобы учащиеся сами пришли к тем выводам, которые должен был сделать руководитель урока.

8. Местом проведения Урока лучше избрать школьный музей, уголок Боевой Славы. Можно осуществить выход к ближайшему мемориалу. В этом случае начать “Урок мужества” можно с торжественного построения участников Урока и возложения ими венков. Обязательный момент финала Урока – Минута Молчания, как дань памяти погибших в боях за свою Родину.

9. Подводя итоги Урока, руководитель должен обратить внимание участников на то, что наши соотечественники на тему мужества и героизма всегда будут обращать пристальное внимание, так как эта тема вечна и актуальна, и человечество должно знать и помнить своих Героев, мотивы проявления мужества, любви к Родине.

Особенности организации и проведения “Урока мужества “ в форме экскурсии в школьном музее.

Педагогическое значение экскурсии велико. На краеведческой экскурсии появляется возможность непосредственно связать события прошлого с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями событий. Это помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом.

Экскурсия всегда пользуется у школьников особой привлекательностью, оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, помогает им стать как бы современниками исторических событий прошлого, почувствовать колорит эпохи.

Подготовка к “Уроку мужества“– экскурсии:

1. Определение темы, цели и задач экскурсии. Цель экскурсии определяет ее методику, а тема – содержание. Затем определяется круг источников, проводится отбор объектов, экспонатов, материалов и методов проведения самой экскурсии.

2. Изучение материалов выбранных экспозиций школьного музея и тщательный отбор экспонатов, намеченных к использованию в ходе экскурсии. Ознакомление с литературой и материалами фондов по теме.

3. Тщательное обдумывание методических приемов и в целом методического замысла, логической последовательности урока – экскурсии.

4. Подготовка групповых и индивидуальных заданий для учащихся, учитывая их возрастные особенности. Продумывание проблемных ситуаций, подготовка познавательных заданий и вопросов, ответы на которые учащиеся получат в ходе экскурсии.

5. Предварительное сообщение учащимся темы, плана, заданий и литературы. Приглашение гостей – ветеранов войны, жителей микрорайона школы, интересных людей, которые могут поделиться своим жизненным опытом.

6.Наибольшей активности на экскурсии организатор добивается тогда, когда экскурсоводами выступают сами учащиеся. Это очень сложная форма краеведческой работы, но она посильна для старшеклассников. При подготовке к такой экскурсии учитель подбирает экскурсоводов, распределяет между ними задания; рекомендует литературу, источники; определяет этапы подготовки учащихся; проверяет текст экскурсии, степень овладения им экскурсоводами; уточняет знание маршрута; проводит специальные занятия по ознакомлению учащихся экскурсоводов с методикой; контролирует качество проводимой экскурсии. Будущие экскурсоводы знакомятся с теоретическим материалом соответствующего периода истории; изучают конкретные исторические события. Факты, биографии исторических деятелей; составляют текст экскурсии и овладевают им. Эту кропотливую и масштабную работу можно осуществить в рамках работы краеведческого кружка на базе школьного музея заблаговременно до проведения Урока.

7. Формами выяснения результатов экскурсии могут быть выпуск Боевого листка, стенгазеты с фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов, подготовка фотоальбома, отзыв об экскурсии в Книге отзывов школьного музея.

Подводя итоги “Урока мужества“ , руководитель должен обратить внимание слушателей на преемственность и повторяемость героических подвигов в истории нашего Отечества, мужество и героизм были, есть и будут неотъемлемой чертой нашего многонационального народа.

Экскурсия достигнет своей цели, если в ходе ее проведения будет посеяна в сердца участников мысль о том, что они являются наследниками и продолжателями неувядаемых традиций проявления мужества и героизма своих предков.

Материал, на котором построен урок, формирует у учащихся понимание огромного значения героической обороны Ленинграда: несмотря на неслыханные испытания и лишения, город остался непокоренным и служил образцом непоколебимого мужества, даже в условиях вражеского окружения Ленинград продолжал служить делу борьбы с врагом на всех фронтах.

Урок мужества проводится в помещении школьной музейной экспозиции «Десант памяти» и строится в соответствии с целями формирования у учащихся универсальных учебных умений в комплексе задач обучения, развития и воспитания, на основе личностно-ориентированных технологий, формирования у школьников

гражданской позиции, духовности и культуры, патриотизма, инициативности и самостоятельности.

Подача материала идёт с опорой на документальные кадры и музейные экспонаты той страшной эпохи, воспоминания, литературный текст, звучание фонограммы, показ фотографий.

Это урок - открытие, урок - память, в котором соединились разные виды искусства: поэзия, живопись, музыка, живое слово учителя.

Урок построен с учётом возрастных особенностей семиклассников, с соблюдением требований по здоровьесбережению, с учётом специфики классного коллектива. Для достижения поставленных целей используются приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов использование фрагментов из лучших образцов русской поэзии.

За счет наглядного материала музейной экспозиции достигается осознанное и глубокое усвоение материала.

Данный урок также был проведён с помощью программного обеспечения Skype для учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 119» города Новосибирска.

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи урока:

  • Наглядно образно воссоздать картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады, показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;
  • Продолжить формирование у школьников представления, что война – это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны;
  • Воспитывать у учащихся чувство уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановивших страну в послевоенный период.

Урок рассчитан на 45 минут.

Форма проведения: урок – экскурсия, с элементами образовательного путешествия

Оснащение урока:

  • Мультимедийный проектор, экран;
  • Мультимедийная презентация, выполненная в PowerPoint;
  • Карточки – маршруты для образовательного путешествия.

Организация:

  • Предварительно прочитана книга «Лист Фикуса» , подаренная заведующему МЭ автором Валентиной Николаевной Семенцовой, в которой она описывает свои воспоминания о блокаде. ( Всю блокаду девочка Валя, которой в 1941 году исполнилось 5 лет, прожила в осаждённом городе.) и оформлена выставка одной книги с детскими иллюстрациями к рассказам.
  • Фрагмент экскурсии готовит командир экспедиционного отряда «Десант памяти», лауреат 15 городского конкурса юных экскурсоводов, Дмитриев Алексей.
  • Потапова Кристина и Богданова Нелли составляют маршрут образовательной экскурсии по памятным местам Красносельского района. [1]
  • Ученики готовят «Боевые листки», посвящённые героям, именами которых названы улицы микрорайона.

Ход урока:

Учитель:

Петербург… Прекрасный город, построенный по велению Петра Первого, восхищающий своей красотой и величием, о неповторимости которого можно говорить бесконечно сегодня уступает место Ленинграду- городу – герою, отстоявшему свою свободу, сохранившему своё наследие, мужественно сражавшемуся 872 дня. Мой рассказ сегодня о нём.

Вам, кому ещё нет 16.
Всем, кто пока не знает, что такое война…
Посвящается, чтобы помнили… Чтобы поняли…

Много ран оставила война на земле Красносельской. Здесь на территории нашего района дважды решалась судьба Ленинграда: в сентябре 1941 года, когда фашистские войска были окончательно остановлены у стен города и в январе 1944 года – при полном снятии блокады. Одними из первых жители нашего района ощутили на себе, что такое немецкая авиация - 21 и 22 июля 1941 года «Юнкерсы – 88» сбросили свой смертоносный груз на Красное село и Горелово. ( слайд № 1)

Фашисты, силами 42 отборных дивизий рвались к городу, но были остановлены у района Лигово 8 сентября 1941 года. Рассчитывая на быструю победу, они встретили яростное сопротивление советской армии и удерживались здесь нашими войсками долгие 872 дня. Каждая улица нашего района своим названием напоминает о тех суровых днях: (презентация боевых листков, посвящённых героям войны, именами которых названы улицы микрорайона, предварительно выполненных учащимися)

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час; Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.

(Слайд № 2, 3)

О подвиге защитников Лигово красноречиво говорят памятники, установленные на земле Красносельской. Совершите путешествие по проложенному маршруту и запишите ваши ответы в карточки.

(Слайды № 4,5)

Здесь Орден Мужества надет на грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана снарядом,
Со смертью билась жизнь, и смерть враги нашли,
И победила жизнь в боях под Ленинградом
.

Вражеский сапог не ступил за землю родного города! Насмерть стояли солдаты, защищая город Ленина.

Об одном из защитников Лигово – Алексееве Николае Алексеевиче, [2] вам расскажет командир экспедиционного отряда, Дмитриев Алексей:

В мае 2009 года на фасаде нашей школы была установлена мемориальная доска, увековечивающая память одного из героев – защитников Ленинграда.

Информацию о герое собирал экспедиционный отряд, который работал с архивом семьи Алексеевых.

Алексеев Николай Алексеевич всю жизнь был связан с военной службой. Он родился в 1893 году. Окончил 2-е Петроградские командные курсы. После революции 1917 года, будучи красным командиром, находился в штабе Выборгской стороны «до полной ликвидации буржуазных войск».

Ему довелось участвовать в двух походах против Юденича и белополяков. В сражениях во время финской войны был начальником штаба разведки. Совершил подвиг, спасая двух летчиков сбитого самолета, за что был награжден орденом Красного Знамени.

Служил в Прибалтике и в Белоруссии, был военным комендантом

г. Пинска.

Когда началась Великая Отечественная война, Николай Алексеевич находился в Карелии. Его подразделение перевели в район Лигово.

Последнее своё письмо Алексеев написал 16 сентября 1941 года. Он рассказывал, что 15 сентября заняли огневые рубежи в Лигово, что противник превосходит в численности и в вооружении, а мы сильны верой в победу.

Три дня и три ночи шли ожесточенные бои. Артиллерийская батарея, командиром которой был Н.А. Алексеев, вела прямой огонь по врагу. Горела земля, плавилась сталь. Батарея одержала победу, и фашисты не смогли продвинуться к городу. 23 сентября командир батареи пал смертью храбрых.

Учитель:

После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику, Ленинграду была уготована участь быть стёртым с лица земли… «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза продовольствия, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город выжрет сам себя, рухнет, как переспелый плод» Начались постоянные бомбежки и обстрелы города. Вот такие «следы» обстрелов находили мы вместе с поисковым отрядом «Радар» в земле Красносельской [3] (Слайд № 6),

Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро. Трасса № 101 с 12 сентября 41 года по март 43 остаётся единственной ниточкой связывающей Ленинград с Большой землёй, единственная надежда на жизнь так и называется ленинградцами – Дорога Жизни. (Слайд № 7)

Норма выдачи хлеба к ноябрю падает до катастрофических цифр.

Ежедневно выдавали только хлеб, а остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда. Керосин с сентября 1941 по февраль 1942 г. не выдавался. Электричества не было. Хлеб … теперь хлеб на 2/3 состоял из примесей: жмыха, опилок, целлюлозы…За три года блокады ленинградцы съели 17 тонн целлюлозы.

Посмотрите, здесь на стенде вы можете видеть подлинные карточки на хлеб. Как часто от этого маленького клочка бумаги зависела человеческая жизнь. [4]

 

Хлебный паек

(в день, в граммах)

 

1.10

20.11

Рабочего

400

250

Служащего

200

125

Иждивенца

200

125

Ребенка до 12 лет

200

125

Учитель:

«Ленинградцев в голод спасала дуранда. А что такое дуранда – узнайте, зайдите как-нибудь в фуражный магазин, где продают корм для скота.

Впрочем, мы ели не только дуранду. Ели столярный клей. Варили его, добавляли пахучих специй и делали студень. Дедушке (моему отцу) этот студень очень нравился. Столярный клей я достал в институте – 8 плиток. Пока варили клей, запах был ужасающий. В клей мы добавляли сухие коренья и ели с уксусом и горчицей. Тогда можно было как- то проглотить. Еще мы ели кашу из манной крупы. Этой манкой мы чистили детские шубки белого цвета. Манная крупа была с шерстинками от шубы, имела густо-серый цвет от грязи, но все были счастливы, что у нас оказалась такая крупа. В начале войны мы купили несколько бутылок уксуса и несколько пачек горчицы. Интересно, что когда мы эвакуировались и продавали вещи, то бутылки с уксусом продали по 150 рублей. Они ценились так письменный прибор. Одно время мне удалось добыть карточки в диетстоловую. Диетстоловая помещалась за Введенской, кажется, на Павловской улице, недалеко от Большого.

В столовой была темнота: окна были «зафанерены». На некоторых столах горели коптилки. К столу с коптилкой собирались «обедающие» и вырезали необходимые талоны. Лица у одних людей были опухшие, налитые какой-то синеватой водой, бледные, у других – страшно худые и темные. А одежды! Голодающих не столько мучил голод, как холод – холод шедший откуда-то изнутри, непреодолимый, вероятно, мучительный. Поэтому кутались, как только могли. Женщины ходили в брюках своих умерших мужей, сыновей, братьев (мужчины умирали первыми), обвязывались платками поверх пальто. Еду, женщины брали с собой – в столовой не ели. Несли детям или тем, кто уже не мог ходить. Через плечо на веревке вешали бидон и в этот бидон клали все: и первое, и второе. Ложки две каши, суп – одна вода. Считалось все же выгодным брать еду по продуктовым карточкам в столовой, так к «отоварить» их иным способом было не возможно». [5]

Учитель:

Война не щадила солдат, не щадила мирных жителей. Жертвами ее становились и дети. Дети блокадного Ленинграда… Они переносили тягостные испытания наравне с взрослыми:

Мы рыли рвы – хотелось пить. Бомбили нас – хотелось жить. Не говорилось громких слов. Был дот на каждом из углов. Был дом – ни света, ни воды. Был хлеб – довесочек беды. Сон сокращался в забытье. Быт превращался в бытие.

Была одна судьба на всех. Мы растеряли светлый смех. Мы усмиряли темный страх. Мы умирали на постах. Мы умирали… Город жил – Исполнен малых наших сил.

Глеб Семенов “Мужество”

Зачитывается рассказ из книги «Лист фикуса. Рассказы о войне» «Маленькие подвиги». [6]

Горожане бережно относились к историческому наследию Ленинграда, ни на миг, не сомневаясь, что великолепием Петербурга будут любоваться потомки. В памяти поколений остались тысячи ленинградцев, сумевших ценой своей жизни сохранить город и приблизить победу. Навсегда остался в истории безвестный голодный почтальон, несший по адресу присланный кому – то шоколад, вручивший его – и умерший на пороге квартиры.

Художник Чупятов. Умирая, он рисовал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне.

Все 900 дней блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н.И. Вавиловым.

Бомбежки и обстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку – возьми, брось в котелок, вари и ешь. Но измученная голодом, доведенная до дистрофии горстка ученых не съела тогда, ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.

В осажденном Ленинграде работал над своей 7-й симфонией композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. 9 августа 1942 года в Ленинграде звучала музыка - 7-я симфония Шостаковича стала музыкальным памятником блокаде и войне.

(Слайд № 8)

Им холод Кровавит застывшие губы, Смычки выбивает из рук скрипачей. Но флейты поют, Надрываются трубы, И арфа вступает, Как горный ручей. И пальцы На лёд западающих клавиш Бросает, не чувствуя рук, пианист… Над вихрем Бушующих вьюг и пожарищ Их звуки Победно и скорбно неслись… А чтобы всё это Сегодня свершилось, Они Сквозь израненный город брели. И сани За спинами их волочились – Они так Валторны и скрипки везли. И тёмная пропасть Концертного зала, Когда они всё же добрались сюда, Напомнила им О военных вокзалах, Где люди Неделями ждут поезда: Пальто и ушанки, Упавшие в кресла, Почти безразличный, измученный взгляд… Так было. Но лица людские воскресли, Лишь звуки настройки Нестройною песней внезапно обрушили свой водопад… Никто не узнал, Что сегодня на сцену В последнем ряду посадили врача, А рядом, На случай возможной замены, Стояли Ударник и два скрипача. Концерт начался! И под гул канонады – Она, как обычно, гремела оркестр – Невидимый диктор Сказал Ленинграду: «Вниманье! Играет блокадный оркестр!..» И музыка Встала над мраком развалин, Крушила Безмолвие тёмных квартир. И слушал её Ошарашенный мир… Вы так бы смогли, Если б вы умирали?..

Ю. Воронов «Баллада о музыке»

Учитель:

И все-таки город выжил! 27 января 1944 года в небе над Ленинградом распустились разноцветные цветы. Это был победный салют. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть. По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», но вспомнив, что немецкие войска от города отброшены, улыбались. Ведь обстрелов больше не было. (Слайд № 9)

Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная карточка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Почём колоски с зерном, собранные детскими руками в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях? Во что оценить блокадную пайку хлеба?

Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан на крови. Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу: « Это хлеб наш насущный»? Может потому, что хотя не хлебом единым жив человек, хлеб все-таки мы ставим на первое место?

Потому что хлеб – это хлеб! Что может быть слаще хлеба, Что может быть горше хлеба? Что нужнее хлеба? Что нам дороже хлеба? Все начинается с хлеба. Кончается все людьми»

Рефлексия:

Как вы понимаете последние слова?

(обсуждение)

Покупая свежий хлеб и при этом, избавляясь от черствого, или выбрасывая недоеденные кусочки в школьной столовой, всегда помни… (Слайд № 10)

Домашнее задание: написать э

04.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016